Гарантирующие поставщики заключены в строгие нормативные рамки по срокам оплаты электроэнергии на оптовом рынке и услуг по ее передаче сетевым организациям. В то же время на розничном рынке отсутствие жестких правовых норм позволяет недисциплинированным потребителям накапливать долги за энергоресурсы.
Одна из причин сложившейся ситуации кроется в несовершенстве законодательства, считает Ирина Мишина, первый заместитель директора ОАО «ЕЭнС».
Сегодня в треугольнике взаимоотношений гарантирующий поставщик – сетевая компания – потребитель есть три источника противоречий, связанных с формированием полезного отпуска, и если одна из сторон не согласна с процедурой определения объема товара, то это становится причиной отказа в оплате и источником возникновения дебиторской задолженности. К сожалению, действующие нормативно-правовые акты не способствуют трехстороннему балансу интересов. Поэтому мы готовим предложения для законодательной инициативы по разрешению этих противоречий.
Процедура отключения должников должна стать проще
Ограничение электроснабжения должника должно проводиться в один этап, исключение составляют только крупные производства со сложным технологическим циклом.
В отношении «неотключаемых» потребителей необходим механизм компенсации платежей в виде финансовых гарантий, потому что именно долги «неотключаемых» потребителей часто становятся источником безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, что ведет к ухудшению финансового положения гарантирующего поставщика и в итоге ложится бременем на плечи добросовестных абонентов.
Еще одна проблема – отключение неплательщиков, к сетям которых подключены транзитные потребители. К примеру, крупный завод может не платить миллионы рублей за потребленные ресурсы, ссылаясь на присоединенные за ним детские сады, теплопункты или киоски, которые оплачивают свою электроэнергию вовремя. Подобные транзитные потребители становятся спасительным щитом, за который прячутся крупные должники, уходя от ответственности, которая сегодня законодателем только продекларирована и не предусматривает конкретных мер воздействия и наказания подобных потребителей.
Стоит отметить, что отключение является самой эффективной мерой воздействия на дебитора, потому что позволяет получить оплату по долгам за потребленный ресурс значительно быстрее, чем в результате исковой работы. В этом году нами уже было инициировано более 3000 ограничений электроснабжения юридических лиц, что на 26% больше, чем за аналогичный период 2014 года. В итоге от электроснабжения были отключены только 300 предприятий, остальные, получив уведомление об ограничении электроснабжения, оперативно оплатили долги.
Партнерские отношения с потребителями залог стабильной платежной дисциплины
И все-таки отключения должников – это крайняя мера, и «Екатеринбургэнергосбыт» всегда старается договориться со своими потребителями. У каждого клиента свои особенности бизнеса и формирования платежей за электроэнергию, поэтому мы подходим индивидуально к его проблемам и стараемся выстроить долгосрочное конструктивное взаимодействие. Благодаря этому нам удается сохранять объемы полезного отпуска и товарной продукции, а общий уровень просроченной дебиторской задолженности не превышает 2,3% от годовой выручки.
Стоит отметить, что нестандартных ситуаций, когда в работе с проблемным потребителем требуется комплексный подход, становится все больше. В решении подобных задач помогает наличие партнерских отношений с Екатеринбургской электросетевой компанией, взаимодействия с администрацией Екатеринбурга, областными ведомствами и правоохранительными органами. Так, в этом году совместными усилиями нам удалось остановить рост дебиторской задолженности крупного промышленно-строительного предприятия, расположенного в Октябрьском районе Екатеринбурга.
Отдельная тема – снижение платежной дисциплины управляющих компаний (УК). Хотя на 1 июля 2015 года в среднем просроченная дебиторская задолженность данной категории составляет чуть более одного периода, есть ряд УК, своевременно оплачивающих электроэнергию, и есть предприятия-исполнители коммунальных услуг с многопериодными долгами. Существует риск банкротства подобных УК или их отказа от обслуживания домов. В результате мы, как гарантирующий поставщик, вынуждены брать таких потребителей на прямые расчеты и нести дополнительные затраты по обслуживанию расчетов с жителями этих домов.
Сегодня примером дисциплинированного плательщика является государство, которое в прописанные договором сроки четко обеспечивает оплату электроэнергии бюджетников всех уровней, хотя большинство из них относятся к категории «неотключаемых».
Я считаю, что нет плохих потребителей, есть неверные управленческие решения и неправильно выстроенное взаимодействие с нашими абонентами. Радует, что нам удалось наладить партнерские отношения с большинством потребителей, для удобства которых мы постоянно совершенствуем сервисы обслуживания и технологии процессов.
материл опубликован на сайте DK.ru http://ekb.dk.ru/firms/98687067/news/236958988